Обратная связь

Ваше сообщение было успешно отправлено

Муниципальная программа «Развитие и сохранение культуры Чернянского района Белгородской области на 2015-2020 годы»

Муниципальная программа

«Развитие и сохранение культуры Чернянского района

Белгородской области на 2015-2020 годы»

 

 

Ответственный исполнитель:

управление культуры администрации муниципального района «Чернянский район»

 

 

 

Руководитель:

начальник управления культуры администрации района Гопалов А.Н.

 

 

 

 

 

 

Ответственный за разработку:

 

 

Заместитель начальника управления культуры,

начальник отдела развития социально – культурной

деятельности, кадровым вопросам и делопроизводству                                 Нечеса В.П.

 

 

 

 

 

 

 

 

Телефон:    (47 232)  5-66-52

 

Адрес электронной  почты  Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

 

 

 

 

 

 

Муниципальная программа

«Развитие и сохранение культуры Чернянского района

Белгородской области на 2015-2020 годы»

 

Паспорт муниципальной программы

«Развитие и сохранение культуры Чернянского района

Белгородской области на 2015-2020 годы»

 

 

п/п

Наименование муниципальной программы:

«Развитие и сохранение культуры Чернянского района Белгородской области на 2015-2020 годы» (далее - муниципальная программа)

1.

Ответственный исполнитель

муниципальной программы

Управление культуры администрации

муниципального района «Чернянский район»

2.

Соисполнители муниципальной программы

Управление культуры администрации муниципального района «Чернянский район»

3.

Участники муниципальной программы

Управление культуры администрации муниципального района «Чернянский район»,

администрация муниципального района «Чернянский район»

 

4.

Подпрограммы муниципальной программы

1.Развитие библиотечного дела.

2.Развитие музейного дела.

3.Культурно-досуговая деятельность и народное творчество.

4.Охрана, сохранение и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры).

5.Муниципальная политика в сфере культуры.

 

5.

Цель (цели)  муниципальной программы

Создание условий для комплексного развития культурного потенциала, сохранения культурного наследия и гармонизации культурной жизни населения Чернянского района.

 

6.

Задачи муниципальной программы

1.Обеспечение организации и развития библиотечного обслуживания населения Чернянского района, сохранности и комплектования библиотечных фондов.

2.Развитие экспозиционно-выставочной, издательской и научно-просветительской деятельности музеев Чернянского района, сохранности и безопасности музейных фондов.

3.Стимулирование развития народного творчества и культурно-досуговой деятельности на территории Чернянского района.

4.Обеспечение государственной охраны, сохранение и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры)  Чернянского района.

5.Реализация основных направлений муниципальной политики в целях создания благоприятных условий для устойчивого развития культуры Чернянского района.

7.

Сроки  реализации муниципальной программы

Муниципальная программа реализуется в период с 2015 по 2020 год, этапы реализации муниципальной программы не выделяются.

8.

Общий объем бюджетных ассигнований муниципальной программы, в том  числе  за счет средств местного бюджета  (с  расшифровкой плановых объемов бюджетных ассигнований по годам ее реализации), а также прогнозный объем средств, привлекаемых из других источников

Планируемый объем бюджетных ассигнований на реализацию муниципальной программы в 2015-2020 годах за счет всех источников финансирования составит 546 017 тыс. рублей, из них:

- средства федерального бюджета- 128 тыс. рублей;

- средства областного бюджета  - 129 447 тыс. рублей;

-средства местного бюджета – 400 741 тыс. рублей;

в том числе по годам:

2015 год – 55 442  тыс. рублей;

2016 год – 55 442  тыс. рублей;

2017 год (прогноз) – 60 599  тыс. рублей;

2018 год (прогноз) – 75 051  тыс. рублей;

2019 год (прогноз) – 85 846  тыс. рублей;

2020 год (прогноз) – 68 361 тыс. рублей;

-внебюджетные средства- 15 701 тыс. рублей.

9.

Показатели конечного результата  реализации муниципальной программы

1)                   1)Увеличение количества посещений муниципальных библиотек района на 1000 человек населения до 7 500 единиц к 2020 году.

2) Увеличение количества посещений музеев на 1000 человек населения до 1 968 единиц к 2020 году.

3) Увеличение удельного веса населения, участвующего в платных культурно-досуговых мероприятиях, проводимых культурно-досуговыми учреждениями района, в общей численности населения до 590.0 %  к 2020 году.

4) Увеличение количества посетителей культурно-досуговых мероприятий до 762.5 тыс. человек к 2020 году.

5) Увеличение доли объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в удовлетворительном состоянии (не требующих противоаварийных и восстановительных работ), от общего количества объектов культурного наследия, расположенных на территории Чернянского района до 87,3 % к 2020 году.

6) Увеличение уровня удовлетворенности населения Чернянского района качеством предоставления муниципальных услуг в сфере культуры до 88 % к 2020 году.

 

1. Общая характеристика сферы реализации программы,

в том числе формулировки основных проблем в указанной сфере и

прогноз её развития

 

Стратегией социально-экономического развития Чернянского района на период до 2025 года (утвержденной Решением Муниципального совета Чернянского района  от 27марта 2013 года № 599; далее – Стратегия района) определено, что стратегической целью развития района является достижение для населения Чернянского района качества жизни, достойного человека, и его постоянное улучшение на основе инновационно ориентированной экономической и социальной политики.

Одним из важнейших направлений реализации стратегической цели является сохранение и приумножение культурного и природного потенциала района.

Для обеспечения реализации данного направления приняты Концепция о  проектировании социальных кластеров в муниципальных образованиях  Белгородской области на 2012-2017 годы, Постановление администрации  муниципального района «Чернянский район» от 16.05.2014 года  № 392 «О проектировании социально-культурных кластеров в сельских поселениях района на 2014-2017 годы», План мероприятий «дорожная карта» изменения, направленные  на повышение эффективности сферы культуры, утвержденный постановлением администрации муниципального района «Чернянский район» от 12 июня 2013 года № 604.

Стратегией района определена основная цель развития сферы культуры и искусства: улучшение качества жизни населения на основе развития социальной сферы, реализация комплекса мероприятий, направленных на формирование условий для гармоничного развития личности.

Чернянский район имеет свою уникальную историю, богатейшие культурные традиции, природные достопримечательности. Чернянцы уважительно относятся к своей истории, помнят её и своих предков, и стараются это передать своим детям и внукам.

Главное богатство нашего района трудолюбивые и любящие свою землю люди.

В районе удалось многое сохранить из культурного и духовного наследия нашего края. Вошли в традицию ежегодные фольклорные фестивали, отмечаются престольные праздники. Ведется целенаправленная работа по реставрации и строительству православных храмов. Жемчужиной  района является восстановленный Холковский подземный монастырь – памятник истории, архитектуры и православия XVII века, который по результатам областного конкурса «Семь чудес Белогорья» признан одним из таких чудес в номинации «Объект духовного наследия» и является главным брендом района. Ежегодно здесь стараются побывать десятки тысяч туристов и паломников не только для того, чтобы увидеть уникальные меловые пещеры, а, прежде всего, для укрепления духовных сил и для молитвы в этом святом месте.

Культурная политика администрации района в последние годы была направлена на дальнейшую модернизацию материально-технической базы сельских учреждений культуры, создание социально-культурных кластеров в населенных пунктах района, сохранение и эффективное использование культурного и духовного наследия в воспитании, прежде всего, подрастающего поколения.

К услугам жителей Чернянского района – 36 учреждений клубного типа, 24 библиотеки, 3 школы искусств и 4 филиала, районный краеведческий музей с филиалом в селе Холки, кинотеатр и 10 сельских киноустановок.

За последние шесть лет отремонтировано 23 клубных здания. Вместе с ремонтом и реконструкцией зданий обустраиваются приклубные территории, закладываются парки и зоны отдыха, оборудуются детские площадки с набором аттракционов малых форм и спортивным инвентарем, которые становятся излюбленным местом отдыха селян и жителей поселка. В 2010 году введено в эксплуатацию новое здание районной школы искусств, где размещается и Детская библиотека, тем самым созданы замечательные условия для эстетического образования и библиотечного обслуживания детского населения. Ярким событием в культурной жизни района стало открытие 25 октября 2012 года с участием губернатора области Е.С. Савченко Дворца культуры на 500 посадочных мест с залом торжеств, танцевальным залом, комнатами для настольных игр и культурно-досуговой деятельности. За эти годы учреждения культуры пополнились специализированным оборудование, инструментарием, сценическими костюмами, компьютерной и мультимедийной аппаратурой. На эти цели было освоено около 500 миллионов бюджетных средств. Все это способствовало созданию надлежащих условий для содержательного отдыха, а также динамичному развитию художественного творчества и декоративно-прикладного искусства, участниками которого являются около семи тысяч чернянцев.

Основополагающим направлением в деятельности учреждений культуры остается сохранение и развитие народной традиционной культуры. Сегодня эта работа стала приоритетной не только для учреждений культуры, но и учреждений образования. Удалось привлечь к этой проблеме внимание общественности. Этому в немалой степени способствует долгосрочное соглашение между управлениями культуры и образования «О совместной работе по возрождению народных традиций, духовно-нравственному и эстетическому воспитанию детей и учащейся молодежи района». Благодаря такой работе, на село вернулись многие наиболее почитаемые в народе праздники, воссоздаются старинные формы досуга, подрастающее поколение знакомится с обрядами и традициями, народными  играми, забавами, устным и песенным фольклором.

В целях художественно-эстетического образования детей и учащейся молодежи в районе последовательно реализуется программа расширения сети школ искусств и филиалов, где в настоящее время обучается свыше 800 детей, что составляет 25% от числа учащихся общеобразовательных школ района,  в том числе для детей дошкольного возраста открываются классы и отделения раннего эстетического развития. Успешно развивается массовая хореография, народная и духовая музыка. Район в числе первых стал проводить танцевальные балы, а затем и выпускные вечера на площади райцентра с участием главы администрации района и вручением лучшим выпускникам золотых и серебряных медалей. Это по-настоящему захватывающее зрелище с демонстрацией хороших манер, калейдоскопом бальных танцев, многочисленными зрителями.

Для учащихся учреждений дополнительного образования администрацией района установлены именные стипендии «За успехи, достигнутые в области музыки, хореографии, изобразительного и вокально-хорового искусства».

Работу по проектированию социально-культурных кластеров и брендированию территорий в районе мы начали с Ездоченского сельского округа, так как здесь имеется необходимая социально-культурная инфраструктура, учреждения которой и стали основными компонентами кластера. Это – модельный Дом культуры с филиалами в селах Новая Масловка и Холки, модельная библиотека, школа искусств, Дом ремесел, филиал районного краеведческого музея, сельский парк с детской игровой площадкой, сувенирная лавка, зал торжеств, действующая киноустановка, памятники истории и культуры, рекреационная зона.

Особое место в структуре кластера отводится Холковскому Свято-Троицкому монастырю.

Культурным брендом Ездоченского поселения его жители определили Международный фестиваль традиционной казачьей культуры «Холковский сполох», считая его главным культурным событием. Фестиваль проходит в живописном месте, на берегу реки Оскол, у старинного села Холки, где на праздник Дня Святой Троицы, многочисленные ансамбли песни и танца, фольклорные группы представляют традиционный сельский уклад жизни своих территорий с его богатейшими традициями, песнями и обрядами. Это настоящий праздник славянской культуры двух братских народов России и Украины, который длится несколько часов, а затем переходит в массовое гуляние, как и фестиваль фольклора «Лето красное», учредителем которого является управление культуры области.

Тесное взаимодействие субъектов кластера, интеграция материально-технических и кадровых ресурсов позволяют проводить различные культурно-массовые мероприятия на достаточно высоком организационном и художественном  уровне, вовлекать население в активную досуговую деятельность.

В сентябре-октябре 2013 года район стал площадкой для проведения Всероссийской школы клубной и библиотечной инноватики.  Коллеги  из различных регионов России смогли увидеть, какие позитивные процессы происходят в модернизации материально-технической базы учреждений культуры клубного типа и библиотек, ознакомиться с опытом создания социально-культурных кластеров в сельских территориях, проектной деятельностью и даже стать участниками фестиваля народных игр, забав, традиций «Живи, родник, живи!», который проходил на территории Ездоченского сельского округа с обилием игр и спортивных состязаний, задорными песнями, частушками, где можно было насладиться игрой самых разных музыкантов, прокатиться в карете, извозчиком которой был настоящий потомственный казак. Но в программе фестиваля было еще несколько сюрпризов, связанных с ремесленническим подворьем, где можно было попробовать себя в роли мастера по дереву, вырезая ложки, или сделать из лозы корзину, а затем проследовать к полевой кухне, где щедрые хозяйки угощали всех традиционными блюдами русской кухни. Произошло так, что участниками фестиваля стали не только дети и молодежь, а практически и все взрослое население с. Ездочное.

Проводимая работа по восстановлению исторического и культурного наследия позволит уже в ближайшее время осуществить новые туристические маршруты по нашему району в рамках районной программы «Развитие сельского туризма в Чернянском районе на 2013-2017 годы». Так, по главному туристическому маршруту п. Чернянка – Ездочное – Холки, где расположен Свято-Троицкий мужской монастырь, на берегу реки Оскол строится гостевая усадьба «Холковское подворье», где приезжающие туристы и паломники могут остановиться на несколько дней, чтобы ознакомиться с сельским укладом жизни, достопримечательностями этой территории, посетить Дом ремесел, где для туристов проводят мастер-классы, организовано чаепитие, культурная программа, пройти курс профилактического лечения в меловых пещерах для органов дыхания и, конечно же, паломничества в этом святом месте.

Этот маршрут является самым посещаемым приезжающими в наш район туристами из различных регионов, как нашей страны, так и ближнего и дальнего зарубежья. В 2013 году район посетило свыше 50 тысяч человек.

В рамках проектной деятельности в районе успешно функционируют две сувенирные лавки в п. Чернянка и в с. Холки, где реализуется продукция наших народных мастеров, а также мастеров из других территорий Белгородской области. Сувенирные лавки вызывают большой интерес у гостей и требуют регулярного пополнения новыми изделиями, изготовленными как местными мастерами, так и умельцами из Белгорода и других территорий.

В районе продолжается последовательная работа по выявлению и паспортизации памятников истории, археологии, природы и архитектуры. Вновь выявленные памятники истории и архитектуры в селах Ольшанка и Кузькино в ближайшее время будут внесены в государственный реестр и взяты под охрану государства. Всего на территории района находится свыше 100 объектов культурного наследия. Также реализуется районная программа по увековечению памяти выдающихся земляков, которые прославили не только свою малую родину, но и страну своими достижениями в науке, искусстве, а также совершив героический подвиг в годы Великой Отечественной войны.

В целях обеспечения мер по государственной охране объектов исторического и культурного наследия, расположенных на территории района, заключены охранные обязательства на все памятники воинской славы и архитектуры, а также на памятник археологии: курганная группа Яблоново - 1. На все остальные памятники археологии, в том числе вновь выявленные, охранные обязательства, а также права собственности на памятники воинской славы и земельные участки под ними планируется завершить до конца 2014 года, а также установить недостающие  охранные табличкина памятниках воинской славы, которые требуют замены.

В рамках проектной деятельности создаются модельные Дома культуры и библиотеки. На сегодняшний день в районе 14 модельных библиотек и 4 Дома культуры. Модельные учреждения культуры решают многие проблемы села. Это и новые рабочие места, комфортные условия для содержательного отдыха и реализации творческих способностей, то есть предоставление услуг населению на новом качественном уровне.

Вместе с тем реализуется ряд других творческих проектов: проект «Доступная досуговая среда» создаст условия для отдыха населению по месту жительства в новых микрорайонах «Южный», «Северный», «Восточный» поселка Чернянка, где проживает около четырех тысяч человек, и пока здесь нет учреждений культуры. В текущем году реализуется проект «Поющий поселок», который будет способствовать возрождению традиции массового хорового пения. Работники районного краеведческого музея приступили к работе над проектом «Память о них будет вечна!» – создание электронной книги о  ветеранах Великой Отечественной войны. Проекту «Территория играющих детей» присужден грант Губернатора Белгородской области. В целях повышения качества библиотечного обслуживания жителей района, проводится кардинальное техническое оснащение и управленческая модернизация всех направлений деятельности библиотек. Охват населения библиотечным обслуживанием достиг по итогам 2013 года и составил 69,5%. Находясь в максимальной близости к населению, они являются важным источником информации и знаний, выполняют функции социальной коммуникации, остаются самыми стабильными и доступными учреждениями культуры. Библиотеки становятся неотъемлемой частью социальной структуры сельских поселений, общественной жизни местных сообществ, способствующими социальному и духовному возрождению сел, сохранению историко-культурного наследия района. Парк компьютерного оборудования составляет 52 единицы с подключением к сети Интернет. А всего в культурно-досуговых учреждениях района используется 82 единицы компьютерного оборудования.

Вместе с тем, ситуация в сфере культуры характеризуется следующими основными проблемами, создающими препятствия для ее дальнейшего развития:

1)    трудности в обеспечении равных условий доступа к достижениям культуры, в первую очередь для жителей малонаселенных пунктов, которые заключаются в неравномерном распределении сети учреждений культуры и их недостаточном материально-техническом оснащении. Двенадцать учреждений культуры клубного типа  нуждаются в капитальном ремонте. В селе Лозное требуется строительство нового здания Дома культуры. Многие сельские учреждения нуждаются в дополнительном оснащении современным  оборудованием;

2)   недостаточная приспособленность учреждений культуры для посещения их и предоставления услуг различным категориям инвалидов (с нарушениями опорно-двигательного аппарата, слуха и зрения), а также другим  лицам с ограниченными физическими возможностями;

3)   недостаточное обеспечение учреждений отрасли специализированным оборудованием, необходимым для осуществления профильной деятельности учреждений культуры (музыкальными инструментами, звукозаписывающей и звуковоспроизводящей аппаратурой);

4)  наличие вакансий специалистов-жанровиков. В районе не хватает музыкантов - аккомпаниаторов, руководителей вокально-хоровых, фольклорных и хореографических ансамблей, специалистов по работе с детьми и молодежью. Работники культуры не всегда используют новые методики в деле организации культурно-творческого процесса, зачастую не проявляя необходимой инициативы и не учитывая в должной мере запросов населения.

Основными проблемами отрасли остаются:

  1. Хозяйственное содержание учреждений культуры. Так, 12 учреждений клубного типа нуждаются в капитальном ремонте. В селе Лозное необходимо строительство клубного здания.
  2. Пополнение основных фондов библиотек района новой художественной отраслевой, энциклопедической литературой, которая закупается в незначительном количестве и не соответствует нормативным требованиям, как и число подписных изданий. Меры, принимаемые администрацией района по улучшению этой ситуации, не могут коренным образом изменить ее только за счет средств местного бюджета, так как район на 75% является дотационным. На наш взгляд, это необходимо решать на условиях софинансирования, с участием федерального и областного бюджетов в гораздо больших объемах, чем есть в настоящее время. Наши предложения по этому вопросу были озвучены на гражданском форуме 22.01.2014 г. и переданы депутату Государственной Думы РФ О.В. Лебедеву в декабре 2013 года при посещении нашего района.
  3. В связи с переходом учреждений дополнительного образования на предпрофессиональное образование, необходимо доукомплектовать их квалифицированными кадрами, одновременно вести переподготовку имеющихся специалистов, в том числе через заочное обучение в Белгородском государственном институте искусств и культуры. Вместе с тем, продолжить адресную подготовку кадров для сельских учреждений культуры, прежде всего, из числа выпускников школ искусств, для чего осуществлять выплату именных стипендий администрации района студентам, обучающимся в средних и высших профильных учебных заведениях, что мы и стараемся делать.
  4. Для расширения спектра и повышения качества услуг, оказываемых учреждениями культуры населению района, необходимо активнее внедрять инновационные формы работы, переходить на проектное управление учреждениями культуры. Результативно участвовать в различных конкурсах, программах с получением Грантов из областного и федерального бюджетов. Наращивать при этом объемы платных услуг, оказываемых населению, активнее привлекать средства спонсоров и инвесторов, расширять формат предоставляемых услуг в электронном виде.
  5. На системной основе проводить оказание услуг населению с ограниченными физическими возможностями, в том числе используя внестационарные формы клубной и библиотечной работы. При строительстве и ремонте учреждений культуры оборудовать их пандусами и для передвижений по зданию предусмотреть расширенные дверные проемы, поручни, туалетные комнаты. Эти работы будут выполнены в 2014 году на ряде объектов культуры, где это требуется в первоочередном порядке.
  6. Обеспечить поэтапное повышение заработной платы работникам отрасли и до 2018 года выйти на уровень средней заработной платы по региону, используя при этом оптимизацию штатной численности, реорганизацию и реструктуризацию учреждений, в том числе внебюджетные средства, для чего потребуется значительное увеличение объема платных услуг, оказываемых населению всеми типами учреждений культуры. Но делать это будем аккуратно, адресно по результатам мониторинга деятельности каждого учреждения, его ресурсного обеспечения, чтобы сохранить творческий потенциал учреждений, квалифицированные кадры. Будем говорить о том, что решить вопрос повышения заработной платы только за счет оптимизации штатной численности, это не реально, а необходимо поэтапно увеличивать фонд оплата труда при формировании годовых бюджетов, более широкого привлечения средств спонсоров и инвесторов. Правительство РФ и  Государственная Дума должны сделать шаг навстречу и внести поправки в налоговое законодательство, чтобы не облагать налогом благотворительную деятельность.
  7. Повышение конкуренции за потребителей со стороны телевидения, компьютерных игр, развлекательных учреждений, которая проявляется в том, что значительная часть жителей района предпочитают проводить свой досуг вне учреждений культуры; одновременно с этим учреждения культуры района не всегда способны предложить более интересные для населения варианты проведения досуга и обеспечить их услугами, отвечающими запросам потребителей.
  8. Недостаточно развитая система информирования учреждениями населения о предлагаемых ими услугах, отсутствие продуманных информационных кампаний и кампаний по привлечению потребителей.
  9. Результаты мониторинга убедительно свидетельствуют о том, что администрациям сельских поселений необходимо наращивать внимание к исполнению своих полномочий в области культуры, активнее отстаивать интересы учреждений культуры при формировании бюджета, разработке проектов и программ развития территорий, социальной защите работников культуры, активнее работать по созданию культурной среды для полноценного отдыха селян и их творческой самореализации, что в конечном итоге будет способствовать повышению уровня жизни населения района.

10. Также значимой проблемой отрасли является риск потери кадрового потенциала.

Низкая заработная плата вынуждает молодых специалистов уходить работать в производственную сферу, где заработная плата гораздо выше.

Отсутствие решения вышеперечисленных проблем в среднесрочной перспективе может привести к потере сферой культуры своего стратегического значения для социально-экономического развития района и области.

Снижение привлекательности района как места проживания может произойти в результате снижения культурного и творческого потенциала населения района, развития негативных социальных явлений в результате незанятости населения в свободное время, особенно в сельской местности, где предложение о проведении досуга со стороны коммерческих организаций отсутствует или сильно ограничено. Результатом станет усиление негативной демографической динамики: отъезд населения в другие города и регионы Российской Федерации, сокращение миграционного притока.

Снижение привлекательности района как туристического направления может произойти в результате потери значимых объектов культурного наследия (объектов истории и архитектуры), отсутствия значимых культурных событий, проводимых на территории района. Это может создать препятствия для развития туристической отрасли  района.

Многообразие направлений в сфере культуры делает невозможным решение стоящих перед ней проблем изолированно, без широкого взаимодействия органов государственной власти всех уровней, общественных объединений и других субъектов культурной деятельности, обусловливает необходимость применения программно-целевых методов решения стоящих перед отраслью задач в рамках Программы.

 

 

Сильные стороны (S)

 

Слабые стороны (W)

 

1. Уникальность и своеобразие историко-культурного наследия района.

2.Развитие инфраструктуры сферы  культуры.

3.Создание    и продвижение культурных брендов сельских территорий.

4.Сложившаяся система подготовки кадров для отрасли, меры социальной поддержки.

5.Собственные базы для обучения (ГБОУ ВПО «Белгородский государственный институт искусств и культуры», ФГАО ВПО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет»), музыкальные колледжи

 

 

  1. Недостаточное количество реставрационных работ, правовые ограничения.
  2. Недостаточно равный доступ населения района к культурным ценностям и услугам учреждений культуры.
  3. Недостаточный уровень качества и видового разнообразия услуг учреждений культуры района.
  4. Старение кадров, недостаточное количество квалифицированных молодых специалистов

5. Низкий уровень заработной платы работников отрасли.

 

 

Возможности (О)

1. Расширение сети модельных библиотек и модельных домов культуры; оказание мобильных видов услуг.

2. Формирование     социально- культурных  кластеров      в  сельских поселениях; новых экономических отношений; создание прочной материальной базы.

3. Повышение  уровня заработной платы и наличие мощной системы поощрений (гранты, премии, стипендии, проектная деятельность), совершенствование системы подготовки кадров.

 

Угрозы (Т)

1. Потеря ценных объектов культурного наследия.

2. Низкий уровень жизни населения района, недостаточный уровень образованности,                   духовного потенциала

3. Высокий уровень конкуренции со стороны     телевидения, компьютерных игр, частных развлекательных учреждений; ухудшение материально-технической базы. Состояние части  учреждений культуры, не отвечающей требованиям времени.

4. Снижение престижа профессий в сфере культуры.

 

 

 

2. Приоритеты муниципальной политики в сфере реализации

муниципальной программы, цели, задачи и описание показателей конечных результатов реализации муниципальной программы, сроков реализации муниципальной программы

 

Приоритеты муниципальной политики на долгосрочную перспективу в сфере культуры Чернянского района установлены Стратегией социально-экономического развития района, культурной политикой администрации района. В соответствии с данным документом и стратегическими задачами на период до 2025 года в сфере культуры являются:

– формирование единого культурного пространства области, укрепление нравственных ценностей, сохранение и популяризация культурного наследия народов России, традиционной культуры Белгородской области и района;

– создание равных условий доступа к культурным ценностям и информационным ресурсам для жителей района и всех территорий области;

– поддержка одаренных детей и талантливой молодежи в сфере искусства;

– развитие и укрупнение инфраструктуры отрасли;

– обеспечение многообразия и высокого качества услуг культуры населению;

– создание и продвижение культурных брендов сельских территорий;

– развитие творческих обменов с другими районами и коллегами из других регионов.

Решить вышеназванные задачи предполагается за счет:

– дальнейшей модернизации сети учреждений культуры

– создания социально-культурных кластеров в сельских поселениях района, обеспечивающих инновационное развитие и эффективное использование вновь созданных материальных ресурсов отрасли (модельных домов культуры и библиотек), формирования новых экономических отношений, расширения взаимодействия с другими субъектами кластера, повышения доступности и качества услуг культуры, их социальной роли;

– укрепления материальной базы учреждений культуры, замены имеющихся музыкальных инструментов, свето-звукотехнического и специального оборудования в культурно-досуговых учреждениях района, позволяющих обеспечить проведение мероприятий на современном уровне.

– поэтапного переоснащения кинотеатра современной цифровой киноаппаратурой;

– создания эффективной системы защиты музейных и библиотечных фондов от физического разрушения и криминальных посягательств, в том числе обеспечения монтажа, ремонта и модернизации существующих систем охранно-пожарной сигнализации и установки систем видеонаблюдения для безопасного пребывания посетителей в учреждениях культуры;

– принятия муниципальных стандартов и социальных норм деятельности библиотек, учреждений культуры клубного типа, музеев, киноустановок;

– создания условий для доступа населения к информации путем совершенствования библиотечного обслуживания, поэтапного решения проблем качественного формирования фондов библиотек, увеличения ежегодных объемов новых поступлений в соответствии с нормативом – 250 экземпляров книг на 1000 жителей;

– внедрения новых информационно-коммуникационных технологий в деятельность библиотек, перевода информационных ресурсов в электронную форму, развития системы обмена информацией с помощью компьютерных систем;

– создания инфраструктуры доступа населения к музейным коллекциям с использованием сети Интернет;

– организации работ по сохранению и развитию культурного наследия района путем:

– формирования фонда по изучению, сохранению белгородского песенно-танцевального фольклора, ремесел, бытовавших на территории  района с участием специалистов БГЦНТ и других областных учреждений культуры.

– обеспечения участия творческих коллективов, исполнителей, художников

и народных мастеров в международных, всероссийских и региональных мероприятиях.

– выявления территории в районе, обладающих историко-культурным и природно-ландшафтным ресурсом, для образования на их основе достопримечательных мест.

– реставрации памятников истории и культуры, расположенных на территории района.

– приобщение населения района к профессиональному искусству с участием государственных театрально-концертных учреждений.

– развития и совершенствование системы подготовки кадров культуры, непрерывного повышения их квалификации.

Стратегией развития культуры, Планом мероприятий «дорожная карта» определены приоритетные направления развития сферы культуры на 2013-2017 годы:

– сохранение культурно-исторического наследия района;

– формирование культурных потребностей населения;

– повышение уровня доступности и привлекательности, культурных благ;

– совершенствование ресурсной базы сферы культуры;

– создание и продвижение культурных брендов района;

– поддержка одаренных детей и талантливой молодежи.

Таким образом, цель муниципальной программы в сфере культуры связана с целями Стратегии области и района, Стратегия развития культуры и сформулирована как создание условий для комплексного развития культурного потенциала, сохранения, культурного наследия и гармонизации культурной жизни Чернянского района.

Достижение данной цели возможно при решении следующих задач культурного развития района:

  1. Обеспечение организации и развития библиотечного обслуживания населения Чернянского района, сохранности и комплектования библиотечных фондов.
  2. Развитие экспозиционно-выставочной, издательской и научно-просветительской деятельности музеев Чернянского района, сохранности и безопасности музейных фондов.
  3. Стимулирование развития народного творчества и культурно-досуговой деятельности на территории Чернянского района
  4. Обеспечение государственной охраны, сохранения и популяризация объектов культурного наследия Чернянского района.
  5. Реализация основных направлений муниципальной политики в целях создания благоприятных условии для устойчивого развития сферы культуры Чернянского района.

Данная система включает в себя задачи по всем направлениям деятельности органов государственной власти и местного самоуправления и обеспечивает достижение стратегических целей в данной сфере.

Муниципальная программа реализуется в период с 2015 по 2020 годы, этапы реализации муниципальной программы не выделяются.

Показатели результата реализации муниципальной программы представлены в приложении № 1 к муниципальной программе.

 

3. Перечень правовых актов Чернянского района, принятие или изменение которых необходимо для реализации муниципальной программы

 

Перечень правовых актов Чернянского района, принятие или изменение которых необходимо для реализации муниципальной программы, представлен в приложении № 2 к муниципальной программе.

 

4.Обоснование выделения подпрограмм

 

Система подпрограмм муниципальной программы сформирована таким образом, чтобы обеспечить решение задач муниципальной программы, и состоит из 5 подпрограмм.

1. Подпрограмма «Развитие библиотечного дела».

Подпрограмма направлена на решение задачи муниципальной программы по |обеспечению организации и развития библиотечного обслуживания населения Чернянского района, сохранности и комплектования библиотечных фондов.

В рамках подпрограммы решаются задачи:

– обеспечение доступа населения района к информационно-библиотечным ресурсам;

– создание условий для повышения качества и доступности библиотечных услуг, интеллектуального развития населения района на основе формирования единого библиотечно-информационного и культурного пространства на территории Чернянского района.

Реализация комплекса мероприятий подпрограммы обеспечит увеличение количества посещений муниципальных библиотек района на 1000 человек населения до 7 500 единиц к 2020 году.

2. Подпрограмма «Развитие музейного дела».

 

Подпрограмма направлена на решение задачи муниципальной программы по развитию экспозиционно-выставочной, издательской и научно-просветительской деятельности музеев Чернянского района, сохранности и безопасности музейных фондов.          В рамках подпрограммы решаются следующие задачи:

– обеспечение доступа населения района к музейным предметам и музейным ценностям;

– создание условий для сохранения и популяризации музейных коллекций и развития музейного дела в Чернянском районе.

Реализация комплекса мероприятий подпрограммы обеспечит:

– увеличение количества посещений музеев района на 1000 человек населения до 1968 единиц к 2020 году;

 

3.Подпрограмма «Культурно-досуговая деятельность и народное творчество».

 

Подпрограмма направлена на решение задачи муниципальной  программы по стимулированию развития народного творчества и культурно-досуговой деятельности на территории Чернянского  района.

В рамках подпрограммы решаются задачи:

- обеспечение доступа населения к услугам по организации досуга населения, развития народного творчества;

- создание комфортных условий для предоставления культурных услуг населению и развития народного творчества, популяризации современной и традиционной культуры родного края.

Реализация комплекса мероприятий подпрограммы обеспечит:

- увеличение количества посетителей культурно-досуговых мероприятий до   762.5 тыс. человек в 2020 году;

- увеличение удельного веса численности  населения, являющегося участниками клубных формирований за год, к общей численности населения муниципального района  - 22.3 % в 2020 году.

 

4. Подпрограмма «Охрана, сохранение и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры)».

 

Подпрограмма направлена на решение задачи муниципальной программы по обеспечению государственной охраны, сохранению и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) Чернянского района.

В рамках подпрограммы решается следующая задача:

– обеспечение государственной охраны объектов культурного наследия Чернянского района.

Реализация комплекса мероприятий подпрограммы обеспечит увеличение доли объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в удовлетворительном состоянии (не требующих противоаварийных и восстановительных работ), от общего количества объектов культурного наследия, расположенных на территории Чернянского района, до 87,3 % к 2020 году.

 

5. Подпрограмма «Муниципальная политика в сфере культуры».

 

Подпрограмма направлена на решение задачи муниципальной  программы по реализации основных направлений муниципальной  политики в целях создания благоприятных условий для устойчивого развития в сфере развития культуры Черянского района.

В рамках подпрограммы решается следующая  задача:

- исполнения  муниципальных функций управлением культуры Чернянского района в соответствии содействующим законодательством;

Реализация комплекса мероприятий подпрограммы обеспечит:

- увеличение отношения средней заработной платы работников учреждений культуры района  к средней заработной плате по Белгородской области до 100% в 2018 году.

Сроки реализации подпрограммы совпадают со сроками реализации муниципальной  программы в целом, этапность работ по подпрограммам не выделяется.

 

  1. Ресурсное обеспечение муниципальной программы

 

Планируемый объем бюджетных ассигнований на реализацию муниципальной программы в 2015-2020 годах за счет всех источников финансирования составит 546 017 тыс. рублей, из них:

– средства федерального бюджета – 128 тыс. рублей;

– средства областного бюджета – 129 447 тыс. рублей;

– средства местного  бюджета – 400 741 тыс. рублей;

в том числе по годам:

2015 год – 55 442 тыс. рублей;

2016 год – 55 442 тыс. рублей;

2017 год – 60 599 тыс. рублей;

2018 год – 75 051 тыс. рублей;

2019 год – 85 846 тыс. рублей;

2020 год – 68 361 тыс. рублей;

– внебюджетные средства – 15 701 тыс. рублей.

Ресурсное обеспечение и прогнозная (справочная) оценка расходов на реализацию мероприятий муниципальной программы из различных источников финансирования и ресурсное обеспечение реализации муниципальной программы за счет средств районного и областного бюджетов представлены соответственно в приложениях № 3 и № 4 к программе.

Сводная информация по муниципальным заданиям приводится в приложении № 5 к муниципальной программе.

 

  1. Анализ рисков реализации муниципальной программы и описание мер управлении рисками реализации муниципальной программы

 

При реализации муниципальной программы осуществляются меры, направленные на снижение последствий рисков и повышение уровня гарантированности достижения предусмотренных в ней конечных результатов.

На основе анализа мероприятий, предлагаемых для реализации в рамках настоящей муниципальной программы, выделены следующие риски ее реализации.

Макроэкономические и финансовые риски связаны с возможными кризисными явлениями в мировой и российской экономике, колебаниями мировых и внутренних цен на сырьевые ресурсы, в том числе на энергоносители, которые могут привести к снижению объемов финансирования программных мероприятий из средств областного и местного бюджетов. Возникновение данных рисков может привести к недофинансированию запланированных мероприятий всех подпрограмм, что приведет к недофинансированию учреждений сферы культуры и, как следствие, снижению качества услуг учреждений, снижению темпов реставрационных работ памятников историко-культурного наследия и музейных фондов, строительства и ремонта сельских учреждений культуры в районе.

Минимизация данных рисков предусматривается путем привлечения внебюджетных источников финансирования для реализации мероприятий муниципальной программы, расширения платных услугнаселению, оказываемых учреждениями культуры.

Риски, связанные с сезонной заболеваемостью, что ведет к сокращению числа посетителей, зрителей учреждений культуры и искусства.

Минимизация данных рисков предусматривается путем корректировки плана-графика проведения мероприятий на основании прогноза заболеваемости гриппом и ОРВИ департамента здравоохранения и социальной защиты населения области и центральной районной больницей.

Информационные риски определяются отсутствием или частичной недостаточностью исходной отчетной и прогнозной информации, используемой в процессе разработки и реализации муниципальной программы.

С целью управления информационными рисками в ходе реализации муниципальной программы будет проводиться работа, направленная на:

– использование статистических показателей, обеспечивающих объективность оценки хода и результатов реализации муниципальной программы, а также совершенствование форм областного и районного статистического наблюдения в сфере реализации муниципальной программы в целях повышения их полноты и информационной полезности;

– выявление и идентификацию потенциальных рисков путем мониторинга основных параметров реализации налоговой, бюджетной, инвестиционной, демографической, социальной политики (социально-экономических и финансовых показателей);

– мониторинг и оценку исполнения целевых показателей (индикаторов) программы, выявление факторов риска, оценку их значимости (анализ вероятности того, что произойдут события, способные отрицательно повлиять на конечные результаты реализации муниципальной программы).

 

 

 

 

 


Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!